Европа вступила в "торговую войну" с Китаем. Выиграет ли от этого Казахстан?
Фото: Китайские электромобили. Фото с сайта auto.prc.today
Европа вслед за США вступила в экономическое противостояние против Китая. Спорт Шредингера рассказывает о причинах конфликта, ответных действиях Китая и возможных последствиях.
Западные страны пытаются сдержать поток китайских электромобилей, несмотря на намерения электрифицировать транспорт и снизить выбросы парниковых газом. Что, в целом понятно - Китай сильно демпингует рынок и остальные автопроизводители проигрывают конкуренцию многочисленным брендам из КНР. Можно ли назвать эту конкуренцию честной - большой вопрос, так как США и Европа обвиняют Китай в масштабном субсидировании отрасли, что искусственно занижает цены на автомобили. Китай эти обвинения отрицает.
США фактически закрыли свой рынок для Китая в этом году. Джо Байден ввел заградительные 100-процентные пошлины на импорт китайских автомобилей и пригрозил ввести ограничения еще и на программное обеспечение и коммуникационное оборудование, разработанное в КНР. Как пишет BBC, эта мера полностью закроет доступ китайским автомобилям к американскому рынку, даже если они собраны в Европе.
Евросоюз вслед за США повысил пошлины на китайские авто, хотя и не так радикально как США - с 10 до 30 процентов. При этом не все члены союза поддержали это решение. Главный автопроизводитель Европы - Германия - был против этого. Немецкие гранды Mersedes BMW и группа VAG зарабатывают в Китае более 25 процентов от всей прибыли, поэтому они опасаются введения ответных санкций. Против также выступила Испания - очевидно, из-за того, что бренд Chery намерен наладить производство электромобилей на закрытом заводе Nissan в Барселоне. При этом Франция и Италия, например, активно поддержали введение пошлин.
Китай уже готовит ответные меры. По данным СМИ, власти КНР дали указание своим автопроизводителям приостановить инвестиции в те страны Европы, которые поддержали введение пошлин. Ранее ряд китайских компаний рассматривал возможность открытия своих заводов в ЕС. Теперь эти планы, очевидно, заморожены.
Также Китай подал жалобу во Всемирную торговую организацию по поводу пошлин Европы на импорт китайских электромобилей. Там назвали эти меры "торговым протекционизмом во имя противодействия".
Чем закончится это противостояние, пока неизвестно. Очевидно, что Европа, в отличие от США, пока не готова к полномасштабной торговой войне. Экономики многих стран EC находятся не в лучшем состоянии и остро нуждаются в китайских инвестициях.
Сам Китай, похоже, в ближайшее время будет усиливать взаимодействие с дружественными странами. К слову, мы недавно рассказывали, что в Казахстане хотят запустить собственный бренд электромобилей. Речь идет о сотрудничестве с китайским брендом Junyao Automobile, который выпускает не только электрокары, но и аккумуляторные батареи к ним.
Также на днях глава "Астана Моторс" Нурлан Смагулов заявил изданию LS, что у Казахстана может появиться своя уникальная модель авто. Причем это будет не лицензионная копия китайской машины, а уникальная модель с собственным дизайном:
У нас будет технологический партнер, который сможет предоставить ARD-центр, где создаются автомобили с нуля. Такие переговоры ведем. Но пока рано говорить о каких-то промежуточных результатах. Это не должен быть какой-то перелицованный китайский транспорт, как мы наблюдаем в других странах бывшего СССР. Мы хотим сделать реальный уникальный продукт для казахстанцев.
По оценкам Смагулова, произойти это должно в течение одного-двух лет.