Сыграть за себя на приставке: как QJ League превратила киберфутбол в яркое локальное шоу
В Казахстане издавна котируют не только спорт, но и видеоигры, причем некоторые из них получили в стране статус культовых. Чуть ли не каждый хотя бы раз в жизни пробовал поиграть с друзьями в Dota, Counter-Strike, Mortal Kombat или FIFA.
Многочисленные компьютерные клубы, где в какой-то момент появились и игровые приставки, породили целое поколение геймеров, которые не просто хороши в любимой игре, а очень хороши. Как следствие, крутые международные достижения вспоминаются довольно быстро: так, дотеры Алимжан "Watson" Исламбеков и Айбек "TA2000" Токаев, играя за международные команды, в прошлом году стали первыми представителями страны на престижнейшем мировом первенстве The International, а в 2019-м казахстанская команда Avangar дошла на финала на одном из главных турниров по CS:GO – StarLadder Major в Берлине.
Несмотря на то, что FIFA как киберспортивная дисциплина уступает в масштабах таким титанам, как Dota 2 и Counter-Strike, там тоже есть свои гранд-турниры и свои герои. Крупнейшее офлайн-соревнование по виртуальному футболу в этом году, например, организовал издатель игры, Electronic Arts – призовой фонд составил $281 000, а в прошлом году в Саудовской Аравии провели турнир FIFAe World Cup 2023 с сокровищницей на миллион долларов.
Удивительно, но в 2022-м киберспорт включили в программу Летних Азиатских игр в Ханчжоу. Сборной Казахстана не удалось выиграть медалей ни в одной из семи дисциплин, но зато фифер Нурбакыт Миргали на турнире по EA Sports FC Online вошел в восьмерку лучших из 36 участников.
Конечно, для того, чтобы достигать вершин на международной арене, нужны локальные соревнования. Тут киберфутболу приходится тяжелее. В отличие от него, турниров по другим дисциплинам, включая онлайновые, где можно играть, не выходя из дома, достаточно много. Куда сложнее просто так поиграть в футбол: далеко не у всех есть приставки с геймпадами.
Зная о популярности FIFA/EA Sports FC 24 в Казахстане, в это дело вписалась футбольная QJ League – в прошлом году Лига провела первый кибертурнир по FIFA 23 для своих спортсменов, заодно дав им отдохнуть от тренировок в период важных школьных экзаменов.
Суть такова: каждая команда Лиги провела внутренний отбор среди своих игроков, после чего 12 самых способных фиферов отправились на офлайн-турнир в Алматы. Все расходы по состязанию, включая логистику, взяла на себя Freedom Holding Corp.
Главной фишкой турнира стал специальный мод: участники играли не за классические "Реал" или "Барселону", а за свои собственные команды! Команда QJ League перенесла в игру не только самих футболистов, но и весь сопутствующий антураж, начиная с экипировки и заканчивая рекламными баннерами на виртуальных стадионах.
Формат был следующий: 12 участников, две группы по шесть команд-игроков в каждой. Победители групп сразу квалифицировались в полуфинал, а вышедшие из группы со второго и третьего места перед этим рубились в четвертьфинале.
Лига провела турнир не в форме одноразового инфоповода, а подключила к нему все креативные ресурсы своего маркетингового отдела. Результаты каждой встречи и послематчевые комментарии освещали в соцсетях так, словно это не турнир по FIFA, а взаправдашние игровые дни QJ League. Игроки даже в шутку благодарили своих напарников по команде за то, что смогли достичь победы, управляя их виртуальными копиями.
Перед сериями плей-офф игроков свозили отдохнуть на природе – конечно, не забыв рассказать и об этом. Решающие киберматчи, словно настоящие, комментировал спортивный журналист Петр Воликов (к нему после вылета присоединился один из участников).
В итоге победителем первого сезона стал Ерназар Дюсеков из "Аксу". Результат всем понравился, поэтому ивент сделали ежегодным.
Соревнование получило новое название (Freedom Bank Cyber Cup) и в этом году обзавелось парочкой свежих фишек: вместо FIFA 23 – FC 24, число участников увеличилось до 32, перед стартом турнира им провели полноценный медиадень, а перед финальным матчем состоялась виртуальная выставочная игра. Кроме того, в этом сезоне каждый участник мог добавить в свой ростер «джокера» – легендарного игрока своего клуба.
Над раскруткой постарались так хорошо, что в этом году кибербаталии между юными футболистами можно было в прямом эфире посмотреть на телеканале SPORT+.
В этом году чемпионом стал Бахтияр Алдашев из "Кайрата". Его ожидали яркая церемония награждения и обновленный внушительный трофей, изготовленный специально для турнира. В качестве "джокера" Бахтияр, кстати, выбрал бразильца Вагнера Лава.
Несмотря на то, что сыграть на Freedom Bank Cyber Cup могут только футболисты QJ League, яркая маркетинговая обертка соревнования вполне выполняет две важные функции: напоминает казахстанцам про то, что футбольные симуляторы – это весело, тем самым популяризируя дисциплину, и задает планку качества, которой впоследствии смогут в своей деятельности придерживаться организаторы открытых турниров.
Более того, маркетинговые решения, использованные для освещения Cyber Cup, могут заинтересовать потенциальных спонсоров, которые благодаря такой подаче возможно захотят стать частью киберспортивных проектов в будущем.