Как Freedom QJ League организует логистику для выездных команд
Третий сезон Freedom QJ League объединяет 54 команды из самых разных уголков Казахстана. Это 542 матча в пяти турнирах – и в каждом из них есть гостевая команда, которую Лига привозит, размещает и кормит полностью за свой счет.
Выстроить логистику так, чтобы все команды смогли благополучно добраться до нужного города, не думая о бытовых трудностях, и выйти на поле в лучшей форме – крайне непростой вызов. Во Freedom QJ League этими вопросами уже третий год занимается Амир Есеркепов.
Travel-специалист Лиги подробно рассказал, с какими трудностями приходится сталкиваться при организации выездов – и какие нюансы необходимо учитывать.
В этом году объем работы существенно увеличился. Конечно, намного сложнее сконцентрироваться, когда идет очень много заявок, звонков, запросов. Они исходят от команд, от судейских бригад, инспекторов. Поэтому иногда случается некоторое выгорание. Ты стараешься в этом выгорании как-то не ошибиться, сконцентрироваться. Конечно же, я не один – у меня есть коллега Рамазан Сагадат, есть руководитель нашего блока Куандык Ермекбаев. Мы все стараемся друг друга поддерживать, помогать.
Многое зависит и от билетного оператора – Freedom Travel. Там менеджеры – можно сказать, наши коллеги – вовсю занимаются непосредственно выпиской билетов и всеми нашими запросами, проделывают большую, огромную работу. То есть мы друг от друга зависим в этом плане, чтобы все правильно и вовремя оформить.
В том, что юноши двенадцати клубов соревнуются сразу в трех возрастных категориях, есть своя специфика. Если брать прошлогодние выезды, то там все понятно было: едут игроки, едет штаб, путешествуют все одновременно туда и обратно. Сейчас у команд из лиги A дела обстоят так, что у нас не могут все вылететь одним рейсом, приходится делить административную часть штаба.
Есть администратор, врач, медиа-офицер, координатор, тренер по вратарям – это обязательный состав, который должен сопровождать команду U-16, которая играет первой, и уезжать уже с другими возрастами. То есть младшая команда может отыграть свою встречу и улететь, но вот этот персонал остается и, грубо говоря, "выключает свет" на стадионе, в гостинице, в аэропорту.
В этом плане бывает сложно, потому что обязательно детей должен сопровождать врач. Когда у нас путешествуют команды раздельными рейсами, мы не оставляем детей без медицинского сопровождения.
Поэтому, когда у нас раздельные выезды, ездят два врача – хотя бы один у каждой группы должен присутствовать. И здесь у нас бывают небольшие сложности при заселении в отель, при выписке билетов. Так сказать, своего рода шахматная партия.
Лига старается брать билеты за полтора месяца до вылета, край – за месяц. Когда офис запрашивает у авиакомпании места на тот или иной рейс, бывает, что приходит такой ответ: "Нет 66 мест, есть, допустим, 58". Приходится искать другой вариант. Но авиакомпания тоже не может нам оперативно ответить, потому что у них, помимо футболистов, есть и остальные пассажиры со всего Казахстана.
– Обычно команды прилетают за день до игры?
Да, как правило заселяются в отель в обед, затем проводят тренировку. На следующий день – игра. И, если есть подходящий рейс, то они вечером того же дня могут улететь. Но мы не можем каждую команду по отдельности отправлять, как я говорил, из-за упомянутой мной специфики относительно врачей.
Тут много нюансов. Допустим, игрокам из Актобе надо добраться до Павлодара, но долететь они не могут, потому что в Павлодаре нет аэропорта – он в этом году закрыт на ремонт. Они, соответственно, долетают до Астаны, потом должны пересесть на автобус или на поезд.
Здесь тоже надо подгадать: рейсов из Актобе немного, лишь парочка рейсов в день. Важно учитывать, что если команда прилетит ночью в Астану, то их не сажают на ночной автобус из-за безопасности.
Мы стараемся, чтобы они ехали только днем либо рано утром – чтобы приехали до того, как начнет темнеть. Требования к автобусам очень высокие. Это должны быть комфортабельные машины минимум на 50 мест. Мы не отправляем на "спринтерах", на "бусиках", потому что это небезопасно. Пусть даже едет 22 человека, но они все едут на 50-местных. Ну и бывает такое, что едут 40–45 человек в одном автобусе.
Если добираться приходится на поезде, то приоритет – купе. Иногда отправляют в плацкарте. Тренерский штаб команды сам просит, чтобы дети были в одном углу вагона, и это – главный критерий. В плане поездов большая проблема в том, что билеты выходят в продажу за 45 дней и их очень быстро раскупают.
– Как часто случается, что рейсы переносят, задерживают?
Ну, бывает. Это норма, что могут на час или на два перенести рейс. У нас были моменты, когда рейсы отменяли, но повезло, что это было с судейской бригадой. Там мы уже смогли среагировать. Но двух человек поменять – это не так сложно, нежели пересадить 66 человек.
– Какое направление – самое трудное?
Это все направления на запад Казахстана и обратно: Атырау, Актобе, Актау – это самые дорогие рейсы, практически всегда мало свободных мест. Также Костанай – туда очень мало прямых рейсов. Приходится делать пересадки через Астану или через Алматы, строить сложные маршруты. Но все равно кому-то проще добираться, кому-то сложнее.
– В каждом городе есть гостиница, которая может принять людей, обеспечить хорошие условия?
Да, в этом плане чуть проще. Везде есть хорошие отели, но бывает, что тяжело разместить одновременно 66 человек и обеспечить им трехразовое питание. В Костанае, например, есть только один такой отель.
Но в целом Лига выстроила работу со всеми отелями, хотя сначала было трудно. В помощь есть компания Freedom Travel, где уже "набили руку" и работу поставили на рельсы. И сами отели знают, их повара – как кормить, что готовить.